Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 108 «Дружба» города Калуги ПРИНЯТА педагогическим советом протокол № 1 от 28.08.2024 г. УТВЕРЖДЕНА приказом № 170 - ОД от 28.08.2024 г. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Изонить» (художественной направленности) для детей от 6 до 7 лет МБДОУ № 108 г. Калуги на 2024-2025 уч.г. Калуга, 2024 г. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи 1.3. Принципы 1.4. Характеристика возрастных особенностей детей 1.5. Особенности организации образовательного процесса 2. Содержательный раздел Тематическое планирование 3. Приложения 3 3 5 6 7 10 14 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», глава 10. Дополнительное образование, статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых). На основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва), основная общеобразовательная программа - образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 108 «Дружба» города Калуги (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», глава 10. Дополнительное образование, статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых). В дошкольной организации функционирует кружок «Изонить» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью 60 минут (30 мин, 10 перерыв, 30 мин) в первой и во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 год обучения: Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей, а также развития творческих способностей детей и самореализации, определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Данная программа способствует повышению уровня освоения основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ручной труд). Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. При окончании срока обучения составляется диагностическая карта, которая включает в себя оценку задач данной программы. 1.2. Цель программы: освоение техники изонити посредством обучения плоскостному моделированию – умению составлять из углов и окружностей изображения предметов и композиций. Задачи: - создать благоприятные условия развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; формировать общую культуру, развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка в различных видах деятельности. - научить владеть иголкой и ниткой для овладения техникой изонить; - научить работать с трафаретом; - дать понятие о точке отсчета; - закрепить понятие «зеркальное изображение»; - развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения; - воспитывать эстетический вкус через цветовое восприятие. Блок задач по развитию у детей математических представлений Раздел «Геометрическая форма». Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении. Раздел «Количество и счет». Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета. Дать понятие о точке отсчета. Раздел «Ориентировка на плоскости». Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае. Блок задач по сенсорному развитию Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия. Блок задач по умственному развитию Развивать абстрактное мышление. Обучить плоскостному моделированию — умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение». Блок задач по трудовому развитию Научить владеть иголкой, ниткой, шилом. Научить работе с трафаретом. Научить технике работы с изонитью. Блок задач по физическому развитию Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз. Блок задач по нравственному развитию Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Блок задач по эстетическому развитию Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации). Речевой блок Развивать активный и пассивный словарь детей. 1.3. Программа соответствует следующим принципам: актуальность - Программа ориентирована на решение проблем дополнительного образования по инновационным направлениям ДОУ; компетентность - выполнение предлагаемых задач обеспечивается благодаря комплексному подходу, тесной взаимосвязи работы воспитателей и специалистов; - систематичность и взаимосвязь - предлагаемый материал взаимосвязан с образовательным материалом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги, составленной с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева; доступен; постепенность - планируемая образовательная деятельность выстроена по принципу «от простого к сложному», что позволяет ребенку опираться на уже имеющийся опыт и в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие детей. Содержание Программы предполагает организацию образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. 1.4. Характеристика возрастных особенностей детей Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. 1.5. Особенности организации образовательного процесса Занятия кружка изонить способствуют развитию у ребенка: - мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; - сенсорного восприятия; - глазомера; - логического мышления; - воображения; - волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.); - художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете. Контрольные занятия проводятся два раза за весь период обучения (в 1 полугодии: декабрь; во 2 полугодии: апрель. Работа с детьми 6-7 лет проходит 1 раз в неделю, в 1-ой и 2-ой половине дня. Длительность в соответствии составляет 60 минут (в соответствии с СанПин: 30 мин, 10 мин перерыв, 30 мин). Организация кружка происходит в музыкальном зале. Цикл занятий состоит из двух разделов: 1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов; 2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов. Предлагаемая система занятий изонитью включает 34 темы. Цели занятий объединены в блоки по разделам Программы. Система апробирована в детских садах. Результаты использования техники изонити показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики. Способы фиксации результатов Проведение контрольных занятий за 1 и 2 кварталы. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы»: - вдевать нитку в иголку; - завязывать узелок; - различать лицевую и изнаночную сторону изделия; - закреплять нитку в конце работы; - подбирать цвета к фону будущей картинки; - освоение техники изонити. Оценка результатов освоения программы Высокий: Ребенок хорошо освоил технику ИЗОнити. Умеет быстро и ловко вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нитку в конце работы. Выполняет работу самостоятельно, вносит свои предложения по дополнению работы какими-то деталями, проявляют творчество. Средний: Ребенок хорошо освоил технику ИЗОнити, но иногда испытывает затруднения. Хорошо различает лицевую и изнаночную сторону изделия, закрепляет нитку в конце работы, подбирает самостоятельно цвета к фону изделия, но испытывает затруднения при завязывании узелка, вдевании нитки в иголку. Низкий: ребенок владеет техническими навыками, но часто ошибается, требует постоянного контроля со стороны взрослого. Не проявляет самостоятельности при подборе цвета к фону, дополнении своей работы, хотя интерес к данному виду деятельности и желание присутствуют всегда. Формы подведения итогов реализации программы Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ детей: - на специальном стенде кружка в детском саду; - в группе. Для огранизации образовательной деятельности кружка созданы следующие условия: - дидактический демонстрационный материал (картотека образцов); - цветные нитки «Ирис»; - иголки с увеличенным ушком; - цветной и белый картон; - цветная пленка; - детские наклейки; - картотека аудио и видеоматериалов. Методическое обеспечение: Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников (мет. пос. – СПб; «Детство-Пресс») 2. Содержательный раздел Темы занятий Октябрь 1-ое, 2-ое занятия Тема: «Углы» Задачи: Познакомить с техникой изонити. Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются только на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки. Закрепить понятие угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. Упражнять детей вдевать нитку в иголку и завязывать узел. 3-е, 4-ое занятия Тема: «Грибок, морковка» Задачи: Продолжать учить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла.. Упражнять в умении вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Учить дополнять изображение углов после вышивки. Тема: «Кленовый лист» Задачи: Познакомить с техникой изонити. Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются только на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки. Закрепить понятие угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. Упражнять детей вдевать нитку в иголку и завязывать узел. Учить дополнять изображение после вышивки. Ноябрь 1-ое, 2-ое занятие Тема: «Домик, зонтик» Задачи: Продолжать обучение детей технике изонити. Научить выполнять тупой угол (крыша дома, зонтик). Продолжать закреплять знание правил работы с изонитью. Учить подбирать цвета. 3-е,4-ое занятие Тема: «Снежинка» Задачи: Продолжать обучение технике изонити. Ввести усложнения (работа с четырьмя углами). Декабрь 1-ое ,2-ое ,3-е, 4-ое занятие Тема: «Новогодняя открытка» Задачи Продолжать обучение технике изонити. Учить подбирать цвета в соответствии с тоном картона и замыслом. Учить создавать художественный образ. Январь 1,2,3,4 занятия Тема: «Веселая клоунада» Задачи: Продолжать упражнять в выполнении изонитью острого угла. Совершенствовать вставлять нитку в иголку. Развивать умение подбирать цвета в соответствии с тоном картона и замыслом работы. Дополнять изображения с помощью аппликации. Продолжать учить закреплял, нить после ее окончания. Упражнять в умении объединять отдельные работы единым сюжетом. Февраль 1-ое; 2 -ое, 3 -е,4-ое занятия Тема: «Поздравительная открытка д ля мамы и папы» Задачи: Совершенствовать навыки техники изонити. Продолжать учить подбирать цвета в соответствии с тоном картона и замыслом работы. Воспитывать внимательное отношение к родителям. Март 2-ое занятие Тема: «Грачи прилетели» Задачи: Учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку. Учить прокалывать отверстия по отметкам на трафарете. Дальнейшее закрепление правил работы с иголкой и ниткой. Отрабатывать технику изонити. 3-е, 4-ое занятие Тема: «Девица-красавица» Задачи: Совершенствовать навыки техники изошли. Познакомить с новой фигурой и техникой выполнения (круг, полукруг). Апрель 1-ое, 2 -ое занятия Тема: «Калуга космическая» Задачи: Освоение техники выполнения круга Учить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок. 3-е,4-ое занятия Тема: «Одуванчики на лугу» Задачи: Учить детей выполнять окружность с двумя, тремя хордами, длины. Учить создавать сюжетную композицию, используя разные по величине окружности и углы