Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 108 «Дружба» города Калуги (МБДОУ № 108 г. Калуги) Утвержден приказом МБДОУ № 108 г. Калуги от 18.04.2024 г. № 87 - ОД Отчет о результатах самообследования МБДОУ № 108 г. Калуги за 2023 год г. Калуга, 2024 2 Содержание. № Содержание Страницы п/п 1. Общая характеристика ДОУ 3-5 2. Система управления учреждения 5 3. Качество кадрового, учебно-методического, 6-9 библиотечно-информационного обеспечения Организация образовательного процесса 9-11 4. 11-14 7. Содержание и качество подготовки воспитанников Внутренняя система оценки качества образовательного процесса Оценка материально-технической базы 8. Финансовая деятельность ДОУ 16 9. Заключение 16 10. Основные направления развития МБДОУ № 108 г. 16 Калуги Приложения 17-18 5. 6. 14-15 16 3 1. Общая характеристика Наименование учреждения Учредитель Лицензия Юридический адрес Адрес сайта Режим работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 108 «Дружба»» города Калуги. Создано: июль 1989 г. Управление образования города Калуги лицензия на образовательную деятельность № 135 от 06.05.2015 г. серия 40 Л 01 № 0000120 выдана Министерством образования и науки Калужской области 248008 г. Калуга, пер. Ольговский, д. 7. Телефон (факс):8 (4842) 517 589. dou_108@adm.kaluga.ru http://ds-druzhba40.kaluga.ru 12-ти часовой режим с 7.00 до 19.00 МБДОУ № 108 г. Калуги построено по типовому проекту, расположено на окраине города в микрорайоне «Малинники». Преимущественное большинство населения работает в центральной части города. Территория детского сада хорошо озеленена, газоны занимают 75-80% территории. Ежегодно, совместно с родителями, разбиваются красивые клумбы, осуществляется уход за деревьями, производится ремонт уличного игрового оборудования. Имеются игровые, прогулочные площадки для всех возрастных групп, оснащенные игровым оборудованием; веранды, физкультурные площадки для двигательной активности детей на воздухе. Для развития творческой активности и экологического образования детей на игровых участках, сотрудниками и родителями широко применяются элементы дизайнерского ландшафта. Рядом с МБДОУ № 108 г. Калуги расположены три муниципальных учреждения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И.Ф.Милехина»» г. Калуги; учреждение дополнительного образования «Селена»; филиал городской детской библиотеки № 4. В последнее время активно ведется заселение жилого микрорайона «Малиновка», что является одной из причин увеличения численности населения микрорайона, в том числе и детей дошкольного возраста. В связи с этим, растет востребованность дошкольного учреждения для детей и родителей. В детском саду имеются музыкальный и спортивный залы, групповые помещения с отдельными спальнями, медицинский блок, кабинет педагога-психолога и кабинет учителя-логопеда. МБДОУ № 108 г. Калуги осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24. 07. 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 4 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.07.2020 г. № 373; - Конвенцией ООН о правах ребенка; -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями на 8 ноября 2022 года); - Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028); - Профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н; - Уставом МБДОУ № 108 г. Калуги; - локальными актами МБДОУ № 108 г. Калуги. В 2023 году, с 1 января по 30 июня в дошкольном учреждении функционировало 12 групп: - 1 группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) – 33 ребенка; - 8 групп общеразвивающей направленности (от 3 до 7 лет) – 256 детей; - 2 группы компенсирующие с коррекцией речи (от 5 до 7 лет) – 31 детей; Списочный состав детей составил 320 детей. Плановое значение муниципального задания на 2023 год составляет 334 детей. Данные о сохранности контингента детей, за последние 3 года, свидетельствуют о потребности родителей в дошкольном учреждении. В детском саду воспитываются дети из 268 семьи: полные семьи – 221; неполные семьи – 47; семьи других национальностей – 7; многодетные семьи – 44. Контингент воспитанников социально благополучный. Родители являются участниками образовательного процесса, участвуют в тематических выставках, музыкально-спортивных праздниках, в благоустройстве и озеленении территории, оказывают помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Для родителей воспитанников в детском саду организована работа консультационной службы всех специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. По результатам мониторинга 78% родителей принимают участие в организации учебно-воспитательного процесса. По результатам анкетирования родители удовлетворенны условиями, качеством предоставляемых образовательных услуг. С 2016 года коллектив успешно работает по внедрению образовательных проектов, которые предполагают непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. С 2020 года коллектив активно внедряет в свою работу по обеспечению психологопедагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования дистанционные формы взаимодействия. В 2021 году дошкольное учреждение участвовало в мониторинге качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО). МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения 5 качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании. По результатам МКДО (3,41 балла – внешняя оценка) в дошкольном учреждении обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. 2. Система управления учреждения. Управление МБДОУ № 108 г. Калуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской организации» от 29 декабря 2012 г. и следующими локальными документами: - Уставом МБДОУ № 108 г. Калуги; - Коллективным договором; - Правилами внутреннего трудового распорядка; - Договором между МБДОУ № 108 г. Калуги и родителями (законными представителями); - Трудовыми договорами между администрацией и сотрудниками МБДОУ № 108 г. Калуги; - Штатным расписанием; - Приказами руководителя; - Инструкциями по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и на детских игровых площадках; - Правилами приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МБДОУ; - Должностными инструкциями, определяющими обязанности работников; - Другими локальными актами МБДОУ. В течение 2023 года продолжалась работа по созданию и обогащению нормативноинформационного обеспечения управления, в связи с изданием распорядительных актов вышестоящих органов образования; имеется сайт учреждения, где размещена информация в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской организации» от 29 декабря 2012 года, Постановления правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 1802 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-теле коммуникативной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (ред. от 28.09.2023 г.). Структура управления МБДОУ обеспечивает функционирование учреждения, способствует его развитию. Управленческая деятельность направлена на создание условий по повышению качества образовательного процесса, личностного роста и педагогической культуры педагогов и родителей (законных представителей). Эффективно решались задачи: обновления развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - организации материального стимулирования педагогов; обновления методического комплекта образовательной программы в соответствии с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028); создания системы повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога (Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) от 18 октября 2013 г. № 544н) и в соответствии с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования; - проведения мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечению материально-технической базы; 6 организации личной аттестации педагогов в соответствии с новым Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ от 24 марта 2023 г. № 196); - организация дополнительного образования, удовлетворенность спроса родителей на образовательные услуги. В состав органов самоуправления МБДОУ № 108 г. Калуги входят: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, совет родителей, деятельность которых регламентируется Уставом МБДОУ и соответствующими положениями. 3. Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения. Фактическое количество сотрудников – 56 человек. В коллективе 27 педагогов, из них 23 воспитателя. С высшим образованием – 15 человек – 56% Со средним специальным образование – 12 человек – 44 %. 11 педагогов прошли профессиональную переподготовку по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», им присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста. Все работники педагогического состава повышают свой профессиональный уровень. В 2023 году курсы повышения квалификации прошли 6 человек – 22%. Педагоги ежегодно проходят личную аттестацию. В августе 2023 года на заседании педагогического совета ознакомили коллектив с особенностями нового Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ от 24 марта 2023 г. № 196). Объяснили педагогам разницу между видами аттестации, рассказали, что заявление можно подавать через Портал государственных услуг Российской Федерации, квалификационные категории стали бессрочными, а у работников появилась возможность получить категорию педагог-методист или педагог-наставник. В настоящее время аттестовано 14 педагогов, из них высшую квалификационную категорию имеют – 10 человек – 37%, первую квалификационную категорию – 4 человека – 13 %. Педагогический процесс в МБДОУ № 108 г. Калуги обеспечивают специалисты: - педагог-психолог (1), - учитель-логопед (1), - инструктор по физической культуре (1), - музыкальный руководитель (1). В коллективе активно проводится работа по реализации педагогических компетенций, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог». Было проведено анкетирование педагогических работников, которое показало, что 95% педагогов соответствуют требованиям профессионального стандарта. В МБДОУ № 108 г. Калуги были проведены: 1. Презентация: «Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (отв. заместитель заведующего по воспитательной работе Бурыкина Ю.Н.). 2. Семинар-практикум: «Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития кадров» (отв. заместитель заведующего по воспитательной работе Бурыкина Ю.Н.). 3. Сообщение из опыта работы: «Специальные педагогические подходы и методы обучения в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями» (Профессиональный стандарт. Педагог, программа дошкольного образования, трудовые действия 6) (отв. учительлогопед Петрачкова А.К.). 7 4. Лекция – беседа для педагогов: «Партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач посредством их психолого-педагогического просвещения (Профессиональный стандарт. Педагог, программа дошкольного образования, необходимые умения, 5) (отв. учитель-логопед Гончарова И.А.). Качественный и количественный анализ педагогических кадров позволяет сделать вывод, что в настоящее время коллектив характеризуется хорошим образовательным цензом, стабильностью, отличается мобильностью, способностью быстро адаптироваться к меняющимся условиям образовательной политики, готовностью к самоусовершенствованию. В 2023 году все воспитатели и специалисты нашего детского сада участвовали в различных мероприятиях: 1. Мониторинг качества дошкольного образования, Приказ министерства образования и науки Калужской области от 23.08.2021 г. 2. Городской конкурс профессионального мастерства «Моя педагогическая профессия» номинация «Лучший педагог-психолог», лауреат, участник – педагог психолог высшей квалификационной категории Гончарова И.А.. 3. Всероссийский педагогический конкурс "Творческий воспитатель - 2022" на тему: " Развитие памяти и образно-ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством методов эйдетики", участник – педагог - психолог высшей квалификационной категории Гончарова И.А.. 4. Практико-ориентированный семинар для педагогов-психологов: "Методы эйдетики в работе с дошкольниками" (МБУ "Центр "Стратегия"), участник – педагог психолог высшей квалификационной категории Гончарова И.А.. 5. Семинар для педагогов-психологов "Особенности работы педагога-психолога дошкольной образовательной организации" ГАОУ ДПО Калужской области "КГИРО", тема «Работа с психоэмоциональным напряжением у детей и взрослых при помощи МСТ – графики», участник – педагог - психолог высшей квалификационной категории Гончарова И.А.. 6. Публикация во Всероссийском педагогическом журнале "Современный урок" на тему: " Развитие памяти и образно-ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством методов эйдетики". 7. Публикация в печатном издании «Развитие инновационного потенциала педагогов образовательных учреждений». Сборник материалов научно-практической конференции 2021 г., Калуга, 2022 г. на тему: «Организация детско-родительского клуба для детей с особыми образовательными потребностями и их родителями на базе ДОУ». 8. Всероссийский педагогический конкурс "Творческий воспитатель - 2021" опыт работы на тему: "Использование метода кейса при организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познавательное развитие", участник – воспитатель высшей квалификационной категории Осиповская О.Р.. 9. Печать во Всероссийском педагогическом журнале "Современный урок", статья "Использование метода кейса при организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познавательное развитие", участник – воспитатель высшей квалификационной категории Осиповская О.Р.. 10. ГАОУ ДПО Калужской области "КГИРО" Общественная организация "Ассоциация педагогов дошкольных организаций Калужской области", тема «Развитие познавательных умений детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша», участник – воспитатель высшей квалификационной категории Полякова Людмила Владимировна; тема «Формирование интереса детей к театрализованной деятельности в рамках внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования» + открытое занятие в форме квест-игры с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках героев Изумрудного города», участник – воспитатель первой 8 квалификационной категории Дорожкина Елена Анатольевна; тема: «Формирование у детей дошкольного возраста связной речи в познавательно-исследовательской деятельности» + презентация образовательного проекта «Космические дали» с элементами мастер-класса, участник – воспитатель Сердюкова Марина Николаевна; мастер-класс «Кристальный подсвечник из соли» - участник воспитатель Никулина Светлана Алексеевна. 11. Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России», участник – инструктор по физической культуре высшей квалификационно категории Потрохова Е.Н.. 12. Городская Спартакиада для детей дошкольного возраста по летним видам спорта муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Калуги, участник, эксперт - инструктор по физической культуре высшей квалификационно категории Потрохова Е.Н.. 13. Городская Спартакиада для детей дошкольного возраста по зимним видам спорта муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Калуги, эксперт - инструктор по физической культуре высшей квалификационно категории Потрохова Е.Н.. 14. XXVI конкурс-фестиваль «Лучики надежды – 2023» номинация «Зажигающие сердца», хореография, участники музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Сидоренко Л.М. и ансамбль воспитанников «Акварелька», приз зрительских симпатий. 15. Городской конкурс – выставка творческих работ педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Калуги «Все грани прекрасного»: воспитатель I квалификационной категории Арсентьева Нина Валентиновна; воспитатель высшей квалификационной категории Осиповская Ольга Ривхатовна; воспитатель высшей квалификационной категории Полякова Л.В., воспитатель Сердюкова Марина Николаевна. 16. Городские конкурсы творческих работ детей и взрослых, воспитатели: Сердюкова Марина Николаевна; Никулина Светлана Алексеевна; Полякова Людмила Владимировна; Арсентьева Нина Валентиновна, Дорожкина Елена Анатольевна, Потапова Юлия Ивановна, Осиповская Ольга Ривхатовна, Плесцова Евгения Сергеевна, Сысоева Елена Алексеевна. 17. Городской конкурс на лучшую масленичную куклу «Сударыня Масленица». В рамках недели профмастерства были проведены открытые мероприятия, на которых педагоги делились опытом с коллегами ДОУ по эффективному использованию форм, методов и приемов организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: - презентация разных форм работы по физическому воспитанию и культуре здоровья детей раннего и дошкольного возраста: - презентация образовательных проектов - воспитатели всех возрастных групп; - тематическое интегрированное занятие – инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Потрохова Е.Н., воспитатель Свирина Н.А.; - утренняя гимнастика как форма физического воспитания и культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста – воспитатель высшей квалификационной категории Сысоева Е.А.; - прогулка как форма физического воспитания и культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста- воспитатель высшей квалификационной категории Осиповская О.Р., - формирование интереса детей к театрализованной деятельности в разных направлениях обучения и воспитания детей: социально-коммуникативное развитие «Театр – мой друг», подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Полякова Л.В.; познавательное развитие «Театральный калейдоскоп», подготовили и провели 9 воспитатель первой квалификационной категории Дорожкина Е.А., воспитатель Потапова Ю.И.; художественно-эстетическое развитие «Волшебный мир театра» Обобщены опыты работы педагогов по темам: - «Формирование самостоятельности и индивидуальности у детей дошкольного возраста при организации двигательной деятельности в ДОУ», Потрохова Елена Николаевна инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории; «Развитие познавательных умений у детей дошкольного возраста посредством использования Блоков Дьенеша», Полякова Людмила Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории; - «Организация детско-родительского клуба для детей с особыми образовательными потребностями и их родителями на базе ДОУ» Гончарова Ирина Александровна педагогпсихолог высшей квалификационной категории; - « Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста», Ульянина А.С., воспитатель I квалификационной категории; - «Формирование у детей младшего дошкольного возраста ценностного отношения к рукотворному миру как результату труда человека», Дорожкина Е.А., воспитатель I квалификационной категории; - «Развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности посредством метода кейса», Осиповская О.Р., воспитатель высшей квалификационной категории. Представлены на сайтах дошкольной педагогики РФ опыты работы педагогов Поляковой Л.В., Сидоренко Л.М., Гончаровой И.А., Потроховой Е.Н. Такое активное участие в профессиональной жизни обеспечивает современное учебно-методическое обеспечение, своевременную постановку актуальных задач перед коллективом и их решение в соответствии с требованиями основных документов, определяющих содержание, подходы и профессиональную компетентность педагогов, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа дошкольного образования и Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). 4. Организация образовательного процесса. Образовательная деятельность детского сада осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования Основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги (новая редакция), Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) МБДОУ № 108 г. Калуги. Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности (занятий), но и при проведении режимных моментов. Образовательный процесс предусматривает организацию образовательной деятельности, реализуемой в различных видах деятельности: - в раннем возрасте (2-3 года) – предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами, ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоциональнопрактическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность; игровая; речевая; изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность; 10 для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – игровая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками; речевая; познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов; двигательная; элементарная трудовая деятельность; музыкальная.. Образовательный процесс предполагает построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности - является игра. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. При организации образовательной деятельности основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги охвачено 100% детей, адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (5-7 лет) – 10 % детей. Общий объем образовательной нагрузки (как непрерывной образовательной деятельности (занятий), так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным учреждением с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется педагогом-психологом по направлениям: - оказание помощи детям в период адаптации; - диагностика познавательно-психических процессов; - психологическое просвещение; - консультационная и организационно-методическая работа с целью осуществления индивидуального подхода в соответствии с личностными и возрастными особенностями детей, создания благоприятных условий для сохранения психологического здоровья детей. В 2023 году продолжает быть актуальным освоение и применение психологопедагогических технологий, необходимых для адресной помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Администрацией ДОУ была организованна работа по формированию умений педагогов составлять и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты развития по выявленной проблеме, оказать ребенку помощь в ранней социализации в среде сверстников. Развивающее предметно-пространственное окружение ДОУ создано с учетом неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержки его индивидуальных интересов и потребностей и позволяет успешно реализовывать основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги, адаптированную образовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (5-7 лет). Каждое помещение отвечает комплексу определенных требований и создает комфортное пространство. Развивающая среда в компенсирующих группах отвечает специфике их работы. В МБДОУ № 108 г. Калуги активно используются компьютерные технологии для сбора, хранения, обработки информации и передачи ее через электронную почту, сайт, Интернет. 95 % педагогов владеют ИКТ – компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования посредством дистанционных форм взаимодействия. 11 Учреждение имеет доступ для работы на Официальном сайте РФ для размещения информации о муниципальных заказах. Педагогами ДОУ активно используется в работе с детьми метод организации проектной деятельности по всем направлениям развития. Образовательная деятельность педагогического коллектива организована с учетом региональных особенностей, что позволяет создать условия для становления позитивных качеств личности ребенка, выраженных в его поведении: гуманно-ценностное отношение к миру; гражданско-патриотические чувства; толерантность по отношению к людям разных национальностей. В детском саду разработаны формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, на основании которых составляется годовой план работы с семьями воспитанников. Проводятся интересные и содержательные родительские собрания в форме: встречи-знакомства, лекции-беседы, дискуссии, круглого стола, устного журнала, семинара-практикума и т.д.. Ежеквартально в ДОУ выпускаются тематические фотогазеты, организуются выставки совместных работ: «Воспоминания о лете», «Символ года», «Наша талантливая семья», «Вернисаж детских работ», которые в дальнейшем используются в оформлении интерьера детского сада. Ежегодно в детском саду проводится День открытых дверей, который дает возможность родителям увидеть и поучаствовать в организации образовательного процесса. В нашем детском саду активно используются социальные сети и мессенджеры, через которые мы общаемся с родителями (законными представителями) дистанционно. Такой формат взаимодействия позволяет нам продолжать непрерывно развивать детей даже в тот момент, когда они не посещают детский сад по разным причинам. Работа по взаимодействию с семьями воспитанников будет продолжена с учетом современных подходов и поиска новых форм сотрудничества. Реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги осуществляется с учетом образовательной среды города и представлена широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов: - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И.Ф.Милехина» города Калуги; - городская библиотека, филиал № 4; - МУК «Калужский театр кукол»; - детско-подростковый клуб «Селена». В 2023 году в МБДОУ № 108 г. Калуги оказываются дополнительные образовательные платные услуги в соответствии с дополнительными образовательными общеразвивающими программами: 1. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Любознайка» для детей 6 – 7 лет (посещающих дошкольное учреждение) МБДОУ № 108 г. Калуги на 20222023, 2023-2024 уч. г.г.. 2. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» для детей 4 – 6 лет (посещающих дошкольное учреждение) МБДОУ № 108 г. Калуги на 20222023, 2023-2024 уч. г.г.. 3. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Изонить» для детей 6 – 7 лет (посещающих дошкольное учреждение) МБДОУ № 108 г. Калуги на 2022-2023, 2023-2024 уч. г.г.. 4. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Музыкальная капель» для детей 5 – 7 лет (посещающих дошкольное учреждение) МБДОУ № 108 г. Калуги на 2022-2023, 2023-2024 уч. г.г.. 12 Дополнительными образовательными платными услугами охвачено 50% от общей численности детей. Дополнительные образовательные платные услуги востребованы в ДОУ. Родители заинтересованы дать детям качественное дошкольное образование. 93% родителей (законных представителей) дают высокую оценку дополнительных услуг. 5. Содержание и качество подготовки воспитанников. Общий уровень освоения детьми образовательной программы – 78%. Наиболее успешно реализуются социально-коммуникативное (78%), художественно-эстетическое (77%) и физическое (82%) направления развития. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. В дошкольном учреждении отработана система физкультурно-оздоровительной работы с учетом индивидуальных и сезонных изменений. Организация педагогического контроля позволила устранить недостатки в организации условий, не допустить утомление детей, определить оптимальную, физическую нагрузку, выявить отклонения в здоровье детей и наметить наиболее эффективное физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия. В течение дня с детьми проводится комплекс оздоровительных мероприятий, закаливающие процедуры после сна (контрастные воздушные ванны, ходьба босиком по дорожкам здоровья, массаж стоп ног), различные виды гимнастик, пение и музыкотерапия, физкультурные занятия в зале и на воздухе, дни и недели здоровья, развлечения, праздники, а также выполняются санитарно-гигиенические мероприятия: проветривание, кварцевание помещений. Комплекс санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей и общую профилактику заболеваний, проводимых в 2023 году представлен следующим образом. Блоки Оздоровительные мероприятия Мероприятия Проведение плановых профилактических прививок; диспансеризация; профилактические мероприятия в период роста заболеваемости ОРВИ, гриппом. Профилактические Закаливающие процедуры после сна (контрастные мероприятия воздушные ванны, ходьба босиком по дорожкам здоровья, массаж стоп ног), различные виды гимнастик, пение и музыкотерапия, физкультурные занятия в зале и на воздухе, дни и недели здоровья, развлечения, праздники. Санитарно-гигиенические проветривание, кварцевание помещений; выполнение процедуры гигиенических процедур. Проведенные мероприятия способствовали снижению заболеваемости детей Средний показатель заболеваемости в 2023 году ниже городских показателей (сад – 12,8 д/д, ясли – 18,8 д/д): сад – 12,4 д/д; ясли 18,7 д/д. Оценка состояния здоровья детей проводится на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров. В основном дети имеют 1 и 2 группы здоровья. В ДОУ организовано 4-х разовое питание детей согласно 10-дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю). Строго соблюдается технология приготовления блюд. Контроль за организацией питания осуществляется: заведующим, бракеражной комиссией, приемочной комиссией. 13 Выполнение натуральных норм питания приближено к норме (85%). В течение года в МБДОУ соблюдается гибкий режим дня, проводятся ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги, закаливающие процедуры: точечный массаж, очищение полостей носа, дыхательная гимнастика, воздушное закаливание с профилактикой плоскостопия, вдыхание паров чеснока и лука во время сезонного подъѐма ОРВИ. В результате такой работы отмечается стабильная посещаемость детей - 65 %, а в группах старшего возраста до 71%. Заболеваемость на протяжении многих лет остается ниже городского уровня. Медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивают медицинские работники ГБУЗКО «Детская городская больница». В течении года проводится диспансеризация детей в возрасте 4; 5; 6 лет в соответствии с перечнем осмотров и исследований по возрастам. Для усвоения норм и ценности, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ребенка коллектив целеустремленно работает над социальнокоммуникативным и познавательным развитием детей. Результат работы коллектива в этом направлении невозможен без участия родителей. В течение 2023 года наиболее интересными совместными мероприятиями были: совместные образовательные проекты; оформление фотогазет и мини-музеев на темы: - «Сказки народов Росси»; - «Народные игры России»; - «Детям о Великой отечественной войне»; - «Русская березка»; - «Колыбельные песни»; - «С чего начинается Родина»; - «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»; - «Красная книга Калужской области»; - «Мы в ответе за тех, кого приручили»; - «Сохраним природу родного края»; - «Порхающие цветы»; выставки совместных работ «Воспоминания о лете», «Социокультурные ценности нашего народа»; тематические выставки «Символ года», «Наша талантливая семья»; родительские собрания на тему: «Социокультурные ценности нашего народа» педагогический диалог; «Экологическая культура дошкольников» - дистанционные формы взаимодействия; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» тематический вечер; «Развитие познавательных умений детей раннего и дошкольного возраста в разных видах детской деятельности» - педагогический диалог; «Дисциплина на улице – залог безопасности участников дорожного движения» - беседа; «Индивидуальность ребенка и подготовка к школе» - круглый стол. Как результат образовательной деятельности педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию детей являются высокие показатели социальнопсихологической готовности детей к школе (высокий уровень – 67%, средний – 33%). Весь образовательный процесс педагоги стараются построить на развитии интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становления сознания. Для этого были переоборудованы в каждом групповом помещении центры экспериментирования, театрализованной деятельности; пополнены дидактические игры о достопримечательностях города Калуги и Отечества, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; оформлены развивающие центры, в которых представлен дидактический материал для развития познавательных умений у детей раннего и дошкольного возраста. 14 Вся эта работа позволила коллективу достичь высоких результатов в подготовке ребенка к школе. По результатам мониторинга по освоению программы ДОУ у выпускников следующий: высокий уровень – 46%, средний уровень 54%. Общий уровень освоения Программы выпускников составил 96 %. Наши выпускники поступают в городские общеобразовательные учреждения разного уровня: школы-гимназии, школы с повышенным уровнем обучения. Выпускники нашего детского сада всегда отличаются в школе хорошей успеваемостью, прилежанием, трудолюбием. Дошкольное учреждение располагает учебно-методическим комплектом в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги; адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с 5 до 7 лет МБДОУ № 108 г. Калуги по всем направлениям развития детей. В методическом кабинете создан справочный каталог педагогической литературы. Методическое обеспечение педагогического процесса пополняется регулярно подписными периодическими изданиями, наглядными развивающими пособиями. 6.Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Эффективное руководство и управление образовательным процессом в МБДОУ № 108 г. Калуги предусматривает оценку его качества. В ДОО утверждено Положение о внутренней системе качества образования от 31.08 2020 г. приказ № 106 - ОД, которое определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МДБОУ № 108, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. В МБДОУ № 108 г. Калуги реализуется комплексная система внутренней оценки качества образования, которая предусматривает оценку качества образовательной деятельности во всех образовательных областях и формах, оценивает условия реализации образовательной деятельности, изучает удовлетворенность педагогов условиями педагогической работы, включает регулярное измерение удовлетворенности родителей, как потребителей образовательных услуг, изучает результативность системы управления. Реализация внутренней системы оценки качества образования в ДОО осуществляется посредством мониторинга, при этом используются следующие методы: -педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); -опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); -диагностические (контрольные срезы, измерения, решение психологопедагогических ситуаций, тесты и т.д.); -самообследование; - экспертные оценивания; - статистическая отчетность и другие диагностические материалы. В 2023 году мониторинговые исследования были ориентированы на: -качество содержания и организации образовательной деятельности; -качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность (финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, кадровых, развивающей предметно-пространственной среды); - качество результатов образовательной деятельности. Основными видами контроля, применяемыми в МБДОУ № 108 г. Калуга и дающими реальную картину деятельности педагогов, являлись тематический контроль по реализации годовых задач, мониторинг освоения Программ, готовности к школьному обучению, текущий контроль за выполнением всех разделов СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно- 15 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; инструкций по ОЖЗД, антитеррористической, пожарной безопасности. Результаты внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ № 108 г. Калуги за 2023 год показали следующее: - укомплектованность педагогическими кадрами – 100% (имеется 1 вакансия воспитателя); - укомплектованность специалистами – 100% (в ДОО работают педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре); - своевременность прохождения педагогами курсов повышения квалификации – 100%; - аттестация педагогов – 50 %; - активное участие педагогов в методических мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней; - систематическое обновление развивающей предметно-пространственной среды в помещении ДОО и на игровых площадках; - качественная реализация образовательных программ ДОО (общий уровень освоения воспитанниками – 78%); - активное участие воспитанников в творческих конкурсах разных уровней; - удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в МБДОУ № 108 г. Калуги (78% принимают участие в образовательном процессе и удовлетворены качеством образовательных услуг). Результаты оценки качества образования в МБДОУ № 108 показали, что наиболее актуальными являются вопросы заболеваемости и посещаемости детей; внедрения инновационных технологий; системное выполнение оздоровительных мероприятий; социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделение в результате проведения внутренней оценки качества образования МБДОУ № 108 г. Калуги проблемных критериев, позволило выстроить стратегию работы коллектива на 2023-2024 учебный год. 7.Оценка материально-технической базы. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада пополнилась за счет бюджетных и внебюджетных средств и в целом соответствуют требованиям техники безопасности, санитарногигиеническим нормам, физиологии детей. Детский сад обеспечен игровой мебелью. В этом году приобретено частично уличное оборудование, игровые стенки, модули, сюжетная мебель, оборудование для развития физических качеств детей. Совершенствуются условия для использования компьютерных технологий в учреждении. При создании интерьера в группе педагогами реализуются принцип вариативности, полифункциональности, которые позволяют педагогу изменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В детском саду достаточно средств и возможностей для повседневной жизнедеятельности детей и сотрудников. Однако на выполнение ремонтных работ финансирования недостаточно. Это является основным сдерживающим фактором в достижении высоких современных социальных и эстетических условий для развития детей. В МБДОУ соблюдаются правила по охране труда, обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности, имеются пожарная и 16 охранная сигнализации. В детском саду соблюдаются санитарно-технические условия – это питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы. Безопасность детей и сотрудников обеспечивается средствами автоматической тревожной сигнализации, контролируемой ОВО УВД г. Калуги, АПС и системой оповещения при пожаре. Сигнал срабатывания АПС выведен на пульт «01». Все входные двери оборудованы системой контроля и ограничения доступа (домофон), калитки, ворота – закрывающимися устройствами. С 2015 году функционирует система видео наблюдения. Учреждение осуществляет процедуры закупок товаров, работ и услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Сроки оплаты обязательств соответствуют установленным датам по заключенным договорам. 8. Финансовая деятельность ДОУ. Финансовая деятельность учреждения осуществляется в соответствии с планом финансово – хозяйственной деятельности на текущий календарный год. Источниками формирования финансовых средств являются: - средства муниципального бюджета; - субвенции областного и местного бюджета; - родительская плата; - дополнительные платные образовательные услуги, предусматриваемые Уставом. Наименование показателя Объем средств учреждения на 2023 год, всего Бюджетные средства Субсидии на иные цели Средства от дополнительной платной образовательной услуге и прочих поступлений Прочие поступления Показатели в рублях 39404816,19 35666840,00 539591,26 3149587,10 48797,83 9. Заключение Наиболее существенными достижениями МБДОУ№ 108 г. Калуги являются: - сохранение стабильных результатов состояния здоровья детей; - стабильные результаты уровня функциональной готовности детей к школе; -повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»; - высокий уровень профессиональной компетенции коллектива в условиях реализации ФГОС ДО и внедрения ФОП ДО; - участие коллектива и детей в конкурсах и выставках муниципального, регионального и федерального уровней; - организация дополнительных платных образовательных услуг; - изучение психолого-педагогических методик в работе с детьми с ОВЗ. Таким образом, можно сделать вывод: учреждение в отчетном периоде функционировало продуктивно, отмечаются стабильные положительные результаты по всем направлениям деятельности, реализованы годовые задачи. 10. Основные направления развития МБДОУ № 108 г. Калуги. Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: - совершенствование методической базы и развивающей предметно-пространственной среды для реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 108 г. Калуги; адаптированной 17 образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5-7 лет с нарушениями речи МБДОУ № 108 г. Калуги в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - совершенствование методической базы и развивающей предметно-пространственной среды для организации работы с детьми с ОВЗ; - расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг; - мотивация педагогов к личной аттестации; -развитие профессионально-значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Приложение 1. Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию. № п/п 1. 1.1 1.1.1 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 1.5.2 1.5.3 1.6 1.7 Показатели Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психолого – педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника Общая численность педагогических работников, в том числе: Единица измерения 320 320 0 0 0 33 256 320/100% 320/100% 0 0 31 0 31 31 15,6 д/д 27 18 № п/п 1.7.1 1.7.2 1.7.3. 1.7.4 1.8 1.8.1 1.8.2 1.9 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 Показатели Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/ профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в том числе педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федерального государственного образовательного стандарта в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Соотношение «педагогический работник/ воспитанник» в дошкольной образовательной организации Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя - логопеда Логопеда Учителя - дефектолога Единица измерения 15 чел./56% 15 чел./56% 12 чел./44% 12 чел./44% 14 чел./50% 10 чел/37% 6 чел./ 13% 2 чел/8% 5 чел./19% 1 чел./3% 7 чел./27% 29 чел./100% 29 чел./100% 27/ 320 (11,9) да да да нет нет 19 № Показатели п/п 1.15.6 Педагога - психолога 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников 2.3 Наличие физкультурного зала 2.4 Наличие музыкального зала 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке Единица измерения да 2,0 м 0 да да да