Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 108 "Дружба" города Калуги (МБДОУ № 108 г. Калуги) Принято педагогическим советом МБДОУ № 108 г. Калуги протокол от 30.08.2020 г. № 1 Утверждено приказом МБДОУ № 108 г. Калуги от 31.08.2020 г. № 106-ОД ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования (всоко) МБДОУ № 108 г. Калуги г. Калуга, 2020 I.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования МБДОУ № 108 г. Калуги (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ № 108 г. Калуги (далее ДОУ), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями: ˗ Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ˗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155; ˗ Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; ˗ Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; ˗ Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; ˗ Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; ˗ Устава ДОУ. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в ДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно ДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО ДОУ являются: педагоги, родители (законные представители) обучающихся. 1.5. ДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. В настоящем Положении используются следующие термины: - качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения качества образования; - качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в ходе организации образовательного процесса; - оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования; - внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОУ; - критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта; - мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов , условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса; - измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.7. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом ДОУ, утверждаются приказом руководителя ДОУ. II. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в ДОУ 2.1. Цель ВСОКО – установление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ действующему законодательству РФ в сфере образования. 2.2. Задачи ВСОКО: - определить качество образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; - определить соответствие фактических образовательных условий ДОУ к условиям реализации образовательной программы ДОУ; - определить степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; - повышать квалификацию педагогов ДОУ в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; - обеспечить открытость и доступность проводимых процедур по оценке качества образования; - обеспечить руководителя ДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития ДОУ. 2.3. В основу ВСОКО ДОУ положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. III. Организация и технология внутренней оценки качества образования. 3.1. Предметом ВСОКО в ДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе: - качества содержания и организации образовательной деятельности; - качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность; - качества результатов образовательной деятельности. 3.2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1) нормативно-установочный этап: - изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; - подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО; - определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; - определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. 2) информационно-диагностический этап: - сбор информации с помощью подобранных методик. 3) аналитический этап: - анализ полученных результатов; - сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4) итогово-прогностический этап: - предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; - разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 3.3.Источниками данных для оценки качества образования являются: - контроль; - мониторинг; - самообследование, - экспертные оценивания; - анкетирование; - социологический опрос; - статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 3.4. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в ДОУ определяются годовой циклограммой ВСОКО. 3.5. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества образования, технология проведения оценки качества образования определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования МБДОУ № 108 г. Калуги» (Приложение № 1). 3.6. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества и представлены в Приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества образования ДОУ». 3.7. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 3.8. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете. 3.9. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. IV. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в ДОУ. 4.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет, группа мониторинга ДОУ, временные структуры (рабочие группы педагогов, комиссии и др.), родительский совет. 4.2. Администрация ДОУ: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя ДОУ и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОУ контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ; - организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; - обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 4.3. Группа мониторинга: - разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ; - содействует проведению подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. 4.4. Педагогический совет ДОУ: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОУ; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОУ; - участие в оценке качества и результативности труда работников ДОУ; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни, обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4.5. Родительский совет ДОУ: - принимает участие в мониторинге качества образования ДОУ; - принимает участие в обсуждении результатов и готовит предложения по решению результатов мониторинга качества образования ДОУ. V. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования. 5.1. Реализация ВСОКО в ДОУ осуществляется посредством мониторинга. 5.2. В ДОУ проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются следующие методы: - педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); - опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); - диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психолого-педагогических ситуаций, тесты и т.д.); - самообследование; - экспертные оценивания; - статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 5.3. Направления мониторинговых исследований: 5.3.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности: 1) качество ООП ДО, АООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО, 2) качество дополнительных общеразвивающих программ, 3) качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности); 4) качество взаимодействия всех участников образовательных отношений. 5.3.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: 1) качество финансовых условий, 2) качество материально-технических условий, 3) качество психолого-педагогических условий, 4) качество кадровых условий, 5) качество развивающей предметно-пространственной среды. 5.3.3. Качество результатов образовательной деятельности: 1) качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих программ, 2) достижения обучающихся, 3) здоровье обучающихся (динамика), 4) удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. - - - VI. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ. VII. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования. 7.1. Формой отчета является аналитическая справка. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации ООП ДО в новом учебном году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки программы развития ДОУ, основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ ДОУ, годового плана ДОУ. VIII. Делопроизводство. 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ.